Организация освещения в магазине «от» и «до»
Таблетка света
Подобная избирательность не случайна и тесно связана с физиологией человека. Большинство людей с нетерпением ждут прихода весны, и не только из-за повышения среднесуточных температур. Для нашего организма в первую очередь важно увеличение продолжительности светового дня, благодаря чему у нас улучшается настроение, прибавляются силы, повышается работоспособность. Недостаток солнечного света в осенне-зимний период может оказывать негативное влияние на самочувствие и настроение людей, проживающих в умеренных и северных широтах. Отдельные индивидуумы даже склонны к развитию так называемой «сезонной депрессии», симптомы которой исчезают с наступлением весны. Кстати, этим больным врачи предлагают лечение световой терапией.
Некоторые исследователи полагают, что все дело в гормоне мелатонине, который усиливает сонливость, устраняет возбуждение и понижает общий тонус, что необходимо для полноценного сна. Поэтому выработка этого гормона осуществляется только в темное время суток. Все мы знаем, как трудно проснуться утром, если на улице темно или пасмурно, и как легко – если за окном ярко светит солнце. Когда освещения достаточно, гормон не синтезируется, и человек чувствует себя бодро. Таким образом, можно сделать вывод, что свет объективно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. Специалисты в области магазиностроения давно поняли: качественный свет – залог успеха и один из наиболее эффективных инструментов, позволяющих воздействовать на настроение покупателя. Комфортная среда вызывает положительные эмоции, увеличивает время пребывания клиента в магазине и, как следствие, повышает продажи.
Первое правило, которое учитывается при разработке концепции освещения: света должно быть достаточно, чтобы посетители магазина, выбирая товары, не ощущали дискомфорта. При недостаточной освещенности торгового пространства (меньше 500 Лк) зрение покупателей будет постоянно напряжено. А если человек постоянно будет испытывать какие-либо неудобства, он вряд ли станет вашим постоянным клиентом. Другая крайность: слишком большое количество света также может привести к отрицательному эффекту.
Средняя освещенность большинства современных магазинов составляет 1000-1500 Лк (этот параметр замеряется на расстоянии 0,7-1 м от пола), хотя значения интенсивности света могут варьироваться более широко в зависимости от особенностей проекта, окружающих условий и требований заказчика. Так, в отдельно стоящем магазине общая освещенность может быть и не очень высокой (например, 700-800 Лк), но покупатели при этом будут чувствовать себя вполне комфортно. А вот в торговом центре такой магазин будет проигрывать своим соседям, поскольку требования арендаторов к освещенности, как правило, значительно выше (1000-2000 Лк). Некоторые розничные сети – исходя из собственной концепции оформления магазинов и вне зависимости от месторасположения объектов – делают освещение торгового пространства очень ярким – до 2500-3000 Лк и более.
Добиться необходимого уровня освещенности можно различными способами. Наиболее простой вариант – равномерный общий свет. Более ярко в этом случае, как правило, освещается только расчетно-кассовая зона. Такой подход характерен для продовольственных сетей и крупноформатных магазинов, занимающих большие площади (например, гипермаркетов), для которых на первый план выходят затраты на электроэнергию.
Обострение конкуренции заставляет владельцев магазинов придумывать все новые способы борьбы за своего покупателя. Поэтому с каждым годом возрастает спрос на нестандартные решения, а торговые точки все чаще привлекают клиентов не столько ярким светом, сколько интересной световой концепцией. По словам экспертов, если несколько лет назад приходилось доказывать необходимость акцентного света, то сегодня большинство заказчиков это понимает, благодаря чему диалог с клиентом получается более конструктивным, и в процессе обсуждения перед ним стоит лишь задача выбора конкретного решения из нескольких предложенных вариантов. Главное достоинство акцентного освещения в том, что оно предоставляет более широкие возможности как для дизайнера, так и для заказчика и позволяет создать неповторимый и запоминающийся за счет своей индивидуальности интерьер.
Важная деталь
При проектировании освещения важно учитывать специфику магазина. Так, в супермаркете и бутике свет будет решать совершенно разные задачи. Как правило, в магазинах среднего ценового уровня предпочтение отдается интерьерам, насыщенным светом. И здесь разница интенсивности общего и акцентного освещения не столь велика – в среднем 500 Лк. В дорогих же магазинах уровень общего освещения часто снижается до 300-400 Лк, а товары наоборот выделяются очень ярким локальным светом.
Чтобы привлечь внимание покупателя, светодизайнер может оперировать не только яркостью света, но и другими средствами, например, светом разного спектрального состава, различными световыми эффектами и т.д. В качестве примера нестандартного решения можно привести освещение стены со спортивной обувью в магазине Adidas. Равномерно осветить большую вертикальную плоскость не так просто, поэтому было решено использовать модульные световые панели. Внутри них размещены люминесцентные лампы, дающие свет разного спектрального состава. Система управления позволяет динамически варьировать яркость световых панелей и одновременно изменять цвет их свечения за счет аддитивного смешивания излучений независимо управляемых ламп красного, зеленого и синего цвета.
Для акцентного освещения, создаваемого с помощью направленного света, могут быть использованы встроенные светильники или прожекторы (монтируются на какую-либо поверхность – потолок, пол, стена; или же на шинопровод). Выбор типа установки зависит от условий. Так, если в помещении высокие потолки, нет смысла использовать встроенный свет – он будет неэффективным. Другой пример – бетонные потолки, в которые нельзя ничего встроить. В этом случае монтируют трековую систему, которая состоит из шинопроводов (алюминиевые профили разной длины), соединенных коннекторами.
Существует большое разнообразие соединительных элементов (в том числе, гибкие переходники), благодаря чему данная конструкция может повторить контур любого помещения. Поэтому трековая система очень гибкая и мобильная – она позволяет легко перемещать светильники и незаменима для магазинов с частой сменой экспозиции. В некоторых магазинах, например, мебельных салонах, часто делают решетку из шинопроводов, что дает возможность подвесить прожектор в любом месте торгового зала. Еще одно достоинство трековой системы в том, что упрощается подводка электропитания – нет необходимости подводить ток к каждому светильнику. Диаметр светового пятна может варьироваться в некотором диапазоне. Качественная оптика дает равномерное световое пятно. Его размер зависит от угла, который регулируется отражателем. Все зависит от задачи. Если необходимо осветить ряд с одеждой или полки с обувью, используется широкий угол (max 60?), который позволяет охватить большую зону, а если надо выделить, например, одну пару обуви, – узконаправленный светильник, который будет давать точечный свет.
Для освещения торговых залов применяются следующие типы ламп: галогенные , металлогалогенные и люминесцентные. Пока еще производители не создали универсального источника света, поэтому в 80% магазинов в качестве общего равномерного освещения используют люминесцентные лампы, а для акцентного света – галогенные и металлогалогенные. Стоит отметить, что при включении металлогалогенного источника света ему необходимо 2-3 минуты, чтобы выйти на рабочий режим. Люминесцентные и галогенные лампы загораются сразу. Поэтому комбинированное использование нескольких типов ламп, в том числе, предотвращает наступление внезапной темноты из-за перепадов напряжения (что вполне возможно, если установлены только металлогалогенные источники света). Выбор ламп в каждом конкретном случае зависит от нескольких параметров: качественных характеристик света, эффективности использования электроэнергии, а также необходимости в дополнительном оборудовании.
Существует две качественные характеристики света – цветопередача (Ra) и цветовая температура (цветность). Индекс цветопередачи отражает качество воспроизведения цветовых оттенков освещаемых объектов. Чем больше значение Ra (max = 100), тем естественнее будут выглядеть цвета в свете лампы. Самая хорошая цветопередача у галогенных ламп (Ra=100). У металлогалогенных и люминесцентных ламп индекс цветопередачи ниже – 80-90 и 70-90 соответственно. Значение Ra для некоторых магазинов (продающих, например, косметику и одежду) имеет принципиальное значение. Покупатель должен быть уверен, что при дневном освещении купленная вещь будет иметь тот же цветовой оттенок, что и в торговом зале.
Цветовая температура (Тц, выражается в градусах Кельвина) говорит о цветовом оттенке света лампы, который может варьироваться от теплого (Тц меньше 3500 К) до холодного (Тц больше 4000 К). Цветность источника света может оказывать определенное воздействие на покупателя. Так, теплый желтоватый свет создает спокойную расслабляющую атмосферу и часто используется в магазинах одежды или в продуктовых магазинах в хлебном и овощном отделах. Холодный свет оказывает стимулирующее воздействие, его применение оправдано в магазинах, торгующих техникой или спортивными товарами. Галогенные источники света дают только теплый свет. Тц для металлогалогенных ламп может варьироваться от 3000 до 5000 К, а люминесцентные лампы имеют наибольшую вариабельность оттенков – от 2700 до 6500 К.
Для подключения некоторых источников света необходимо дополнительное оборудование. Галогенные лампы выпускаются в двух вариантах: рассчитанные на стандартное сетевое напряжение (220 В) и низковольтные (12 В). Последним требуется электронный трансформатор , который понижает напряжение в сети. Для работы люминесцентных и металлогалогенных ламп необходим пускорегулирующий аппарат. ПРА могут быть электромагнитными и электронными. Вторые стоят дороже (хотя в последнее время разница в стоимости заметно сократилась), но обладают рядом существенных преимуществ, снижающих эксплуатационную стоимость светильников. Они обеспечивают быстрый запуск и стабильные характеристики лампы на протяжении всего срока службы, экономят электроэнергию (на 25%), а также нейтрализуют «стробоскопический эффект» (незаметное для глаз мерцание лампы).
При проектировании акцентного освещения необходимо помнить, что металлогалоген и галоген (в большей степени), в отличие от холодного люминесцентного света, нагревают окружающее пространство. Поэтому эти источники света нужно располагать на удаленном расстоянии от товаров, которым противопоказан перегрев. Кроме того, в маленьком помещении тепловое излучение от ламп (если их много) может ощутимо нагреть воздух, что создаст некомфортные условия и для покупателей, и для персонала.
Стоит также отметить, что под действием яркого направленного света некоторые товары (например, одежда) заметно выгорают. Чтобы это предотвратить, необходимо использовать лампы со специальным фильтром, который поглощает UV-излучение.
Для того чтобы правильно расставить акценты в торговом зале, необходимы профессиональные навыки. Большое значение имеет специфика товара: для обуви, меховых изделий, спортивной одежды, ювелирных украшений, продовольствия (овощей, вина, мяса, хлеба) существуют свои рекомендации по расположению ламп и их характеристикам. Поэтому так важно обратиться к хорошему специалисту, который учтет все нюансы и поможет избежать ошибок, исправление которых впоследствии может обойтись заказчику недешево.
При проектировании освещения необходимо вписаться в выделенную для данного помещения мощность, а также уложиться в бюджет. Источник света подбирается исходя из задач, которые ставит клиент. Если он хочет, чтобы в торговом зале был яркий свет, как правило, ставится металлогалоген. Если это очень большие помещения, металлогалоген в любом случае будет комбинироваться с люминесцентными лампами.
Освещение проектируется только, когда известны все параметры помещения: его габариты, материалы отделки, цвет стен, пола, оборудования, высота стеллажей и витрин и т.д. Только после того, как заказчик предоставит всю необходимую информацию, светотехник может осуществить расчет освещенности, для чего используется специальная программа, которая учитывает все особенности помещения. Это важно, так как разные поверхности и материалы могут отражать или поглощать часть света, что сказывается на визуальном восприятии пространства.
Если нужно спроектировать свет, к примеру, для магазина меховых изделий, чтобы в нем была освещенность 1000 Лк, подбираются более мощные источники света, так как у меха высокое светопоглощение, поэтому подсветка должна быть более интенсивной. При этом визуально покупателям не будет казаться, что света очень много. Аналогичная ситуация может быть, если в магазине очень плотно расставлен товар и в результате все отражающие поверхности (пол, стены) закрыты.
Больше света нужно ставить в открытое помещение, в котором мало светоотражающих поверхностей, или, например, когда интерьер решен в темных тонах. Большое значение имеет фактура отделочных материалов и мебели. Так, ковровое покрытие будет поглощать часть света, а глянцевая плитка – наоборот отражать. Освещенность будет зависеть и от того, на каком расстоянии и высоте от оборудования будут установлены светильники, какой будет угол отражения и шаг между ними.
Далее проектировщик решает, как выбранные светильники будут размещаться в зале. Очень важно грамотно направить светильник, чтобы покупатель, подходя к оборудованию, не загораживал свет. Также не должно быть ярких бликов на стеклянных и зеркальных поверхностях. Большое значение уделяется тому, чтобы направленный свет не ослеплял клиента, когда он разворачивается, чтобы отойти от подсвеченного товара. Поэтому металлогалогенные светильники располагают на расстоянии не менее 1м от оборудования. Чтобы сделать прямой свет низко расположенного светильника рассеянным, используют дополнительные насадки (бленды, решетки).
Таким образом, становится очевидно, что при проектировании освещения торговых залов необходимо учесть массу нюансов и тонкостей, что под силу только профессионалам, которые имеют в этом деле большой опыт.